Promalpworks.ru

Строительный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вермеер девушка читающая письмо у открытого окна

Купидон, спрятанный в картине Вермеера 200 лет назад, предстанет перед зрителями

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Изображение картины с Амуром на стене позади девушки под слоем краски было обнаружено исследователями еще 40 лет назад. Однако все эти годы специалисты были уверены, что закрасил его сам Вермеер. В 2017 году началась серьезная реставрация «Девушки с письмом у открытого окна». Несмотря на хорошее состояние картины, ее начали для того, чтобы удалить с полотна пожелтевший лак — со временем он серьезно изменил цветовую гамму шедевра. В процессе работы реставраторы исследовали более глубокие слои краски и смогли доказать, что Амур на стене был закрашен значительно позднее. На нем даже есть частицы обычной грязи, то есть картина в изначальном варианте висела на стене несколько десятков лет, после чего, по неизвестным причинам, изображение было скрыто.

Интересно, что на картине были еще несколько деталей, измененных художником в процессе работы над полотном. Например, голова девушки была изначально сильнее повернута от зрителя (отражение в стекле, кстати, больше соответствует этому), а на столе, накрытом вместо скатерти персидским ковром, стоял большой бокал «ромер» на высокой ножке. Вермеер затем закрыл его зеленым занавесом. Эти небольшие тайны, скрытые под слоями краски, лишний раз убеждали специалистов в том, что и Амур на стене был закрашен самим художником. После того как было доказано, что это не так, картину решили вернуть к авторскому замыслу.

Искусствоведы считают, что «картина в картине» существенно изменит эмоциональный характер полотна. Его главной особенностью всегда считалась некоторая недосказанность. Девушка, стоящая у окна, полностью поглощена своими мыслями. Мы можем лишь догадываться о них, благодаря некоторым символам, обычным для живописи той эпохи. Открытое окно говорит о желании вырваться из тесного пространства, а фрукты на столе, считается, несут четкий эротический подтекст (грехопадение Евы). Изображение бога любви, конечно, сделает этот символизм гораздо более ярким и однозначным. Правда, как предупреждают специалисты, картина станет менее «молчаливой».

Этот же Купидон присутствует и на других картинах Вермеера. Известно, что некоторые вещи, видимо, бывшие в распоряжении художника, частенько «путешествовали» по его полотнам. Так, например, богатую желтую накидку с горностаем мы можем видеть сразу на нескольких женских портретах. Картина с Амуром же висит на стене позади «Дамы, стоящей у вирджиналя». Ученые уверены, что такое полотно действительно принадлежало Вермееру и иногда становилось героем композиции. В реестре имущества его вдовы, составленном в 1676 году, есть упоминание о «Купидоне». Кстати, одним из возможных объяснений исчезновения его с картины считается неприкрытая нагота пухленького младенца. Возможно, что какому-то из владельцев картины уже после смерти художника она показалась нескромной.

Известно, что как минимум еще на одном своем полотне Вермеер в процессе работы действительно закрасил картину на стене. Речь идет о «Молочнице». Рентгеновские исследования показали, что за женщиной висел какой-то предмет, возможно, карта. Считается, что художник остановился в результате на более лаконичной композиции, чтобы не перегружать картину деталями. Подобные исследования всегда очень интересны, так как позволяют проследить процесс работы мастера, возможно, даже лучше понять его замысел.

Что же касается «Девушки с письмом у открытого окна», то возвращение ее к авторскому замыслу теперь только вопрос времени. С помощью скальпеля и микроскопа специалист Кристоф Шёльцель из Дрездена проводит тщательную очистку живописного слоя, удаляя более поздние изменения. Начался этот процесс в 2018 году, а закончится в 2020-м. В мае-июне этого года посетители Галереи Земпера в Дрездене имели уникальную возможность увидеть наполовину восстановленную картину. Сейчас полотно уже вернулось в лабораторию и процесс «освобождения» бога любви продолжается.

Любителям подрисовывать что-либо на картинах и фотографиях, несомненно понравится то, как польская компания «обула» классические портреты.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Женщина, читающая письмо

Выбрать раму:

Галерейный подрамник вешается на стену без рамы в виде постера. Галерейная натяжка — вид безрамного оформления репродукций на холсте. Картина на холсте натягивается на подрамник, и закрепляется не на боковой стороне, как принято а сзади. На боковые стороны обычно попадает или часть изображения или специально напечатанное фоновая заливка цветом в тональности картинки (пожелания лучше уточнять по телефону). Холст аккуратно заворачивается в углах и выглядит прекрасно без рамы.

Выберите обычный подрамник для выбора рамы.

Картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна».

7-слойная старофламандская техника живописи.

Оригинальный размер: 70×90 см,

Год создания: 1663 г.

Одна из лучших его работ – «Девушка, читающая письмо» (в некоторых источниках эта картина носит название «Девушка с письмом»). В центре скромной комнаты у раскрытого окна стоит юная девушка и, чуть склонив голову, внимательно читает письмо. Под влиянием кисти мастера несложная бытовая сцена превращается в прекрасное зрелище, полное умиротворения и таинственной тишины. Простой, жизненный образ девушки полон задумчивого поэтического обаяния. Голубой узор фаянсовой тарелки, золотистые краски сочных плодов, мягкие красные оттенки ковра составляют яркий и красочный аккорд. Художник, вглядываясь в предметы быта, открывает для зрителя в повседневной жизни мир возвышенный и удивительный. Современники высоко ценили работы Вермеера за непревзойденную технику живописи маслом, богатую игру оттенков, удивительную выписанность деталей. Именно поэтому копировать Вермеера – отнюдь не легкий труд, требующий максимальной отдачи от художника. Такой подход мы встречаем в копии картины Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» кисти Ольги Рыбаковой. Игра красочных бликов и рефлексов, вибрация воздуха и света, богатство фактуры предметов, будь то занавески или покрывало, тарелка с яблоками или окно – все воспроизведено здесь с величайшим искусством. Портрет девушки как будто оживает на наших глазах. Выполненная в семислойной старофламандской технике копия картины поражает взгляд мастерством художника, разгадавшего особенности стиля автора оригинального произведения и передавшего их в первозданном виде. Сила реалистического искусства данной жанровой картины такова, что если источник света будет падать на неё слева, то это создаст эффект присутствия изображенной девушки в реальном пространстве.

Читать еще:  Псул лента для окон

Картина Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» находится в Дрезденской картинной галерее. Она экспонируются на одном этаже с «Сикстинской мадонной» Рафаэля Санти, но в противоположном конце длинной анфилады залов. Сюжет и композиция картины предельно просты: девушка читает любовное письмо. У современного зрителя возникает вопрос, почему любовное? Ведь ему не всегда знакомы символы и скрытый смысл некоторых деталей, которыми наполнены картины голландских художников со времен Босха. Вглядитесь в натюрморт на первом плане, отделяющий зрителей от фигуры девушки. На роскошном восточном ковре — дельфтское фаянсовое блюдо с фруктами. Фрукты — символ плотского удовольствия и быстротечности человеческой жизни, а яблоко, как известно, напоминает о грехопадении. Первоначально художник хотел изобразить на стене еще один символ любви — фрагмент картины с купидоном-почтальоном любовных писем. В одной из монографий, посвященных творчеству Вермеера, была опубликована фотография картины, сделанной в рентгеновских лучах. Там ясно просматривался купидон. Он держал карту с изображением цифры I, а под ним был девиз «Perfektus Amor est nisi ad unun» — «Истинная любовь верна лишь кому-то одному». Потом художник убрал купидона, оставив стену «обнаженной», чтобы ничто не мешало любоваться девушкой.

Гений Вермеера проявился в этой картине в некой недосказанности и в умении передать теплоту лирического чувства, интимность настроения. Художник расположил фигуру в центре картины, но не на первом плане, а несколько отодвинув ее вглубь комнаты. Не зря в картине появился занавес. Первоначально на этом месте был написан ремер — высокий кубок в форме чаши тонкого стекла на массивной цилиндрической ножке. Штанга, на которой висит занавес, сам занавес и темная масса стола, на который накинут ковер, служат рамой или кулисами, отделяющими зрителя от застывшей фигуры. Действия как такового нет, но фрукты, которые словно в замедленном кино плавно скатываются с блюда, лишают картину статичности и усиливают впечатление мгновенности момента. Вермеер дал нам возможность на миг заглянуть туда, куда обычно посторонних не пускают — в интимный мир девушки. Мысли ее поглощены письмом, кажется, что сейчас вздрогнут губы, произнося слова, написанные в письме. В оконной раме отражается лицо, на котором художник сумел передать, как вздрагивают ресницы. В комнате стоит волшебная тишина, и только чуть-чуть шелестит листок в руках девушки. Еще момент, она закончит читать и посмотрит в окно, откуда льется солнечный свет.

Вермеер Ян Делфтский (1632 — 1675)

Вермеер Ян Делфтский (барокко)

Середина 17-го столетия — это новый этап в развитии голландской живописи. Бытовой жанр в это время обогащается новыми художественными возможностями, расширяет свои формальные границы. Творчество некоторых художников бытового жанра достигает высот философских обобщений. Вместе с тем бытовой жанр совершенствует достижения предыдущего периода. Особенно этот процесс воплотился в искусстве Яна Вермеера.

Вермеер — одна из наиболее загадочных фигур всего голландского искусства 17-го столетия. Этот художник при жизни был известным мастером, но совершенно забытым уже на рубеже 18-го века. Его называли при жизни «Делфтским сфинксом», и он был очень популярен. Вермеер признан великим живописцем, его имя стали упоминать наравне с Рембрандтом и Хальсом.

Тем не менее знаем мы об этом художнике очень мало. Известно, что он родился в Дельфте в семье торговца картинами. В 1653 году он вступил в живописную гильдию св.Луки, где его несколько раз выбирали деканом. По всей вероятности, Вермеер всю жизнь прожил в Дельфте; известна лишь его одна поездка в Гаагу в 1672 году, где он выступил в роли эксперта при покупке итальянских картин.

Судя по всему, Вермеер был обеспеченным человеком. Он владел несколькими домами, а также имел дело по торговле картинами, составлявшее основной заработок художника. Живописью он занимался «для себя». Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно).

О личности самого художника больше всего сведений, пожалуй, можно подчерпнуть непосредственно из его картин. Ранние произведения Вермеера имеют явную ориентацию на искусство итальянского Возрождения. Но он старается глубже вникнуть в суть итальянского искусства, обращает внимание на психологическую сторону сюжета в картине. Творческой зрелости достигает он рано. Уже после своего двадцатипятилетия художник окончательно предпочитает бытовой жанр в живописи.

Художник углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Образы в его произведениях часто очень похожи и как бы переходят из картины в картину. Их образы обладают особой самопогруженностью, внутренней независимостью.

Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвного предмета превратить ее в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделял особым светом, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности. Особый тип интерьера, созданный Вермеером, — бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. При этом он добивается ощущения гармонии. уравновешенности. Ему нравится радостное и спокойное человеческое бытие. Он сознательно упрощает сюжет, рассаживает своих героев в спокойных, задувчивых позах. Он как бы останавливает время, чтобы дать себе возможность узнать и познать неуловимую гармонию мира.

К сожалению, Вермеер создал всего два пейзажа, изобразив свой родной Дельфт, родные улочки.

И все же Вермеер — это признанный мастер бытового жанра. В его интимных сюжетах действие всегда происходит в комнате, куда через окно падает мягкий свет, заставляя сверкать нитку жемчуга, светлый локон или шляпку гвоздя в спинке стула. Излюбленные цвета Вермеера — небесно-голубой, лимонно-желтый и белый.

Дама и ее служанка (1667)


Бытовая картинка, видно, подсмотренная как-нибудь художником. Молодая женщина, одетая в роскошный домашний халат, отделанный горностаем, пишет письмо. Перед ней стоит служанка, она выслушивает указание хозяйки куда и как отнести это письмо. С большим мастерством художник изображает одежду женщин, сдвинувшуюся складками синюю скатерть, письменные приборы. Чувствуется, что Вермееру нравится выписывать эти простые, но так необходимые в жизни предметы.

Читать еще:  Подставочный профиль для окон ПВХ размеры

Дама за мюзеларом (ок.1672)


Еще одна картинка из жизни голландцев. Молодая женщина в роскошном домашнем платье музицирует, сидя за мюзеларом (фламандский клавишный инструмент). Перед ней ноты, на крышке мюзелара картина. Рядом стоит контрабас — здесь любят музыку. Женщина играет, вдруг в комнату кто-то вошел, и она повернула голову к вошедшему Картина написана в сочетании холодных фиолетово-голубых и теплых коричнево-бежевых тонов.

Девушка, читающая письмо у открытого окна (1657)

Как и на других полотнах голландских живописцев здесь почти ничего не происходит. Хрупкая девушка стоит у окна и читает письмо. Вермеер вообще любил изображать одинокие женские фигуры в интерьере и часто использовал для этого комнаты своего дома. Как и в этой картине, как и в некоторых других, можно узнать одну и ту же обстановку: обитые кожей стулья с высокой спинкой, стол, покрытый тяжелой ковровой скатертью, и, безусловно, открытое окно. Вермеера никогда не смущала обыденность мотива, напротив, под его кистью она обретала некий поэтический смысл. На первый взгляд может показаться, что подсмотренная художником сцена случайна. Сдвинутая вправо занавесь подчеркивает это впечатление. На самом деле ситуация строго продумана, в ней распределен и уравновешен каждый предмет. Насыщенные цвета — желтый, малиновый, серебристый, золотистый — придают работе значительность, неповторимость.

Но главным выразительным средством художника, бесспорно, является свет. В его картинах он потоками струится из открытого окна, наполняет воздухом комнату, усиливая звучание цвета одежд и тканей — это придает картинам Вермеера особую атмосферу.

Девушка с жемчужной серьгой


Перед нами портрет юной девушки, обернувшейся к зрителю.У нее прелестное лицо, полураскрытые губы, яркие глаза, выделяющиеся на юном невинном лице. На голове девушки искусно завязанный сине-желтый шарф, полностью закрывший прическу. В ухе ее жемчужная серьга. блеск которой перекликается с блеском выразительных глаз девушки. Пожалуй, это одна из самых известных картин Вермеера.

Географ (1669)


Перед нами ученый-географ, составляет карту местности. В руке у него циркуль, другой рукой опирается на книгу, лежащую на столе. А может быть, он не карту составляет, а определяет расстояние от одного города до другого? Он поднял голову от стола, задумался. Обстановка комнаты сугубо рабочая — это, конечно, кабинет, место для работы ученого. Стол покрыт ковровой узорчатой скатертью, сдвинутой в данный момент на край. На столе лежит большая карта или лист ватмана. В углу шкаф, на котором стоит глобус. Солнечный луч, поступающий сквозь окно, освещает разбросанные на полу рулоны ватмана. Художник не стремится изобразить что-то глобальное, какое-то великое историческое событие. Его привлекают вот такие простые, бесхитростные сценки из жизни буржуа.

Кавалер, угощающий даму вином (1660-1661)


Перед нами, вероятно, маленький кабачок. В нем двое — кавалер и дама. Кавалер в зеленом плаще, в черной шляпе угощает даму вином из белого кувшина. Молодая женщина в розовом вышитом узорами платье, в бело-голубом чепце пьет вино, бокал уже пуст. Кавалер с улыбкой поощряет подругу, предлагая повторить. Однако, сам не пьет. Обстановка в комнате достаточно скромная. Стол, привычно для Вермеера, накрыт ковровой скатертью. Здесь же деревянные стулья, в углу скамья. На синей гладкой стене зеркало в золоченой раме. Открытое окно с витражом. Пол в шахматную клетку дополняет картину.

Леди и два джентльмена (1659)


Вермеер любил изображать разные сцены в одной и той же комнате, с одними атрибутами, а также приглашал для натуры одних и тех же людей. Вот и сейчас действие происходит в том же кабачке, где кавалер угощал вином даму. И эта картина по сюжету схожа. То же окно с витражом, тот же шахматный пол,та же стена, хотя вместо зеркала на стене картина. А в центре на стуле снова девушка, но другая, одета в красное атласное платье. Перед ней склонился с улыбкой восхищения красотой девушки молодой человек. Он также угощает ее вином, уже вложив бокал в руку, а чтобы она не отставила его, придерживает ее руку своей. Кавалер настойчиво уговаривает девушку выпить, а она с улыбкой смущения отвернула лицо, явно польщенная его словами и вниманием. И кажется, что смущение ее несколько нарочито. А в углу за столом сидит второй мужчина, оперевшись щекой на руку. Перед ним знакомый белый кувшин с вином. Он явно скучает, он уже столько повидал таких интрижек своего приятеля! Ему уже смертельно хочется домой, хочется к жене и отдыхать. Картина написана давно, но кажется, что это происходит в наши дни.

Маленькая улочка в Дельфте (1632)


«Уличка» — типичный уголок старого голландского города. Мощеные мостовые, выходящие на улицу фасады домов, открытые ворота двориков — кажется, что только стоит открыть ставни и заглянуть в окна, как мы увидим тех же дам, кавалеров и служанок, что мы видим в жанровых сценах Вермеера.

Вид Дельфта (1661)


В панораме Дельфта солнечный свет предстает во всем своем природном разнообразии: в лучах, пробивающихся сквозь облака, в отражениях на воде, в бликующей поверхности мокрых от дождя зданий. В этом сиянии город не теряет своей реалистичности и остается обителью тех мыслей и чувств, которые выражал своим искусством Ян Вермеер.

Дама, стоящая у спинета (1670)

Диана и нимфы

Христос у Марии и Марфы

Художник в мастерской (1665)

Концерт (ок.1665-1666)

Кружевница

Молочница (1658)

Сплетник (1661)

У сводни (1656)

Женщина с жемчужным ожерельем (1664)

Искусство

Выдающийся голландский живописец, (настоящее имя — Иоаннес Вермеер ван Делфт) непревзойденный мастер камерного бытового жанра и пейзажей, впервые прuменивший метод живой вибрации света и воздуха.
Старшина гильдии живописцев Св. Луки (1662-1671 гг.).

Читать еще:  Декоративные наличники на окна

Небольшой голландский городок Делфт. ХVII век.
Тихие улочки, вымощенные кирпичом, заботливо вымытые тротуары, ухоженнные дома, цеховые здания, соборы, узкие каналы вровень с мостовой и цветущие в них кувшинки.
Но это не спящий, заколдованный город. Здесь производится знаменитый делфтский фаянс и прекрасные ковры, процветают ремесла и купечество.

А для души горожане разводят певчих птиц, цветы, особенно заокеанские тюльпаны, и коллекционируют картины, благо цех Св. Луки их создает множество.
Размеренная бюргерская жизнь течет упорядочен но и спокойно. Никаких загадок . Хотя есть одна — «Делфтский сфинкс» Ян Вермер Делфтский, художник, своим творчеством проославивший родной город.’

Правда, оценили его искусство только в середине XIX в., когда французский критик Т. Торе-Бюрже «застыл» в гаагском музее, ошеломленный мерцающим голубоватым светом, исходившим от небольшого пейзажа «Вид Делфта». Покоренный картиной парижанин поставил перед собой непростую задачу — разыскать другие шедевры неизвестного мастера и увлек этой идеей таких ценителей искусства, как Т. Готье, братья Гонкур, М. Дюкан.

Многолетние поиски принесли странный результат: картин оказалось всего тридцать пять.

Шедеврами Вермера гордятся лучшие коллекции мировой живописи. А вот об их авторе, жившем в центре Европы, сведений до обидного мало.

О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом изАнтверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

Образование

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.

Семья и работа

20 апреля 1653 г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.

В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.

Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму Iза 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.

В отличие от многих других художников у Яна Вермеера не было учеников.

Последние годы жизни

К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.

В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря 1675 г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.

Художественный стиль

Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городскихпейзажей. Практически отсутствуют (несмотря на широкое распространение в то время) сюжеты на религиозные темы.

По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector